ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области
Главная
Новости
О Центре
Документы
Услуги
Памятки для населения
Карта сайта
Вопрос-ответ
ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области в Инстаграмме
 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии
ФБУЗ ИМЦ ЭКСПЕРТИЗА Роспотребнадзора
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Амурской области
ВНПОЭИМП
6 декабря 2018
ПОДАРОК «В ЗАКОНЕ»

Почему данный вопрос актуален? В России исторически сложилась «традиция подношений». Система «кормлений» русских чиновников прижилась в умах нации. Запрет получать чиновникам подарки, связанные с исполнением служебных обязанностей был зафиксирован еще в Указе Петра I «О воспрещении взяток и посулов», Указе Александра I «О воспрещении приносить подарки начальникам губерний и другим чиновникам», Указ Николая I «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества». В те времена также стоял вопрос о «мере», критерии, что считать подарком. Например, прием подарка, «...состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином», лицом, состоящим на государственной или общественной службе, который «по делу или действию, касающемуся его обязанностей по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения своих обязанностей» приводил к уголовной ответственности.

Вышеуказанные правовые акты нашли отражение в современном законодательстве. Так, на основании пп. 7 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен запрет на получение в связи с выполнением должностных или трудовых обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, вознаграждений (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц.

Получение служащим или работником подарка не в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями является нарушением запрета, создает условия для конфликта интересов, ставя под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.

Ни о каком подарке не может идти речи, если это вознаграждение вымогается должностным лицом под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить «подарок» для обеспечения своих правоохраняемых интересов.

Нельзя считать подарком и вознаграждение, переданное должностному лицу в качестве подкупа, определяющее его соответствующее служебное поведение, а также вознаграждение, врученное должностному лицу как благодарность за совершенное им незаконное действие (бездействие).

Исходя из диспозиции ст. 572 Гражданского кодекса РФ при передаче подарка должен отсутствовать интерес дарителя.

Работник не должен просить (принимать) подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, друзей, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к исполняемым служебным обязанностям. Даже обычное гостеприимство и личные подарки, в допускаемых федеральными законами случаях, не должны создавать конфликт интересов или его видимость.

Ограничение на подарки дороже 3 тыс. руб., преподнесенные в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей наложено на лиц, замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственных и муниципальным служащих, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных пред федеральными государственными органами. Запрет на дарение указанным лицам не распространяется на случаи дарения в связи с официальными мероприятиями (протокольными собраниями, служебными командировками и т.д.).

Кроме того, работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, запрещено принимать подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Указан и круг людей, которые не могут быть дарителями дорогих презентов. Это граждане, находящиеся в данных организациях на лечении, содержании или воспитании, а также супруги и родственники названных граждан (пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Уведомлять о получении подарка (в не зависимости от его стоимости), служащий или работник должен не позднее трех рабочих дней, после получения подарка, либо по возвращению из служебной командировки. Уведомление подается на имя работодателя в письменном виде.

Подарок стоимостью, не превышающей трех тысяч рублей, работник имеет право оставить себе, а подарок, стоимость которого, превышает эту сумму, надлежит, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления, передать на хранение в учреждение. Стоимость подарка должна подтверждаться документами, кассовым чеком, товарным чеком, а при невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

Работник, сдавший подарок, имеет право выкупить его, направив, не позднее одного месяца, после сдачи подарка, соответствующее заявление на имя работодателя.

Международная конвенция ООН по противодействию коррупции, к которой присоединилась Россия, называет подарки формой коммерческого подкупа. Справедливо было бы распространить этот запрет на компании с госучастием и государственные организации: в уголовных кодексах западных стран за подарки несут ответственность не только чиновники, но и сотрудники компаний, и сами компании.

          

                        

                      

ПОДАРОК «В ЗАКОНЕ»
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008