На сегодняшний день многим пациентам часто приходится прибегать к платной медицинской помощи. Поэтому, чтобы чувствовать себя более уверенно, рассмотрим, какие правила оказания платных медицинских услуг населению существуют. Определяющим документом в сфере оказания платных медицинских услуг населению является Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января Следует отметить, что медицинские учреждения обязаны предоставить гражданам бесплатную, доступную и достоверную информацию, включающую в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов (п. 10 Правил). Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, где регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении, а расчеты с населением за платные услуги осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. При денежных расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения обязаны использовать бланки строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке. При этом медицинские учреждения обязаны выдать (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги. Обязанности учреждения при оказании платных услуг прописаны в п. п. 5 - 7, 10, 12 Правил, главные из них заключаются в следующем: - обеспечение соответствия предоставляемых платных медицинских услуг требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения; - обеспечение пациента всей необходимой информацией о лечении; - ведение учета результатов предоставляемых платных медицинских услуг; - оказание услуг в установленные сроки и в порядке, предусмотренном договором; - соблюдение конфиденциальности о факте обращения, состоянии здоровья пациента; - выдача при наличных расчетах с населением кассового чека или бланка строгой отчетности. В Правилах вопрос ответственности рассмотрен преимущественно с позиции исполнителя, то есть медицинского учреждения. Оно несет ответственность перед пациентом (п. 15 Правил): - за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора; - за несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения; - за причинение вреда здоровью и жизни потребителя. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что при несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги; потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; потребовать исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Следовательно, нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке
Пример из судебной практики. Амурчанке Е. в период с 17 по 20 августа 2009 года были оказаны услуги по протезированию, установлены мостовидные протезы из стали с напылением нитрида титана с опорой па зубы 2.3. 2.5. 2.6 и 3.5-3.7. Одиночные коронки па зубах В связи с отказом исправления выполненной работы по протезированию Е. была вынуждена обратиться в Министерство здравоохранения Амурской области для проведения контроля качества оказанной медицинской помощи. По заявлению Е. была проведена внеплановая выездная проверка исполнтеля в ходе, которой были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской помощи. о чем были составлены протоколы - об административном правонарушении. Кроме того, но просьбе Е. в ОГУЗ «Амурская областная стоматологическая поликлиника» была проведена экспертиза оказания медицинской помощи, которая установила, что болевая дисфункция височно- нижнечелюстных суставов, связана с завышением прикуса при протезировании. Согласно медицинскому заключению, Е. было рекомендовано снять все ортопедические конструкции, провести рациональное протезирование. 05 июля 2011 года Е. в адрес ответчика направлено требование о возврате денежных средств в размере 18 500 рублей, оплаченных Е. за протезирование зубов, а также, в связи с тем, что истцу необходимо было провести рациональное протезирование в клинике индивидуального предпринимателя И. вследствие некачественного оказания исполнителем услуг по протезированию. Е. потребовала от исполнителя ![]() |